О ФИЛЬМЕ Убийство в Восточном экспрессе

В нестареющей детективной истории «Убийство в Восточном экспрессе» мы
увидим, как известный детектив Эркюль Пуаро (КЕННЕТ БРАНА) разгадывает тайну
одного из самых загадочных и страшных преступлений в истории.
После шокирующего убийства богатого бизнесмена в роскошном европейском
поезде, идущем через зимние ландшафты Европы на запад, частному детективу Пуаро
придется использовать все свои профессиональные умения, чтобы раскрыть, кто же из
числа таких разных пассажиров поезда является убийцей до того, как он или она
нанесет новый удар.
Роман Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе», опубликованный в 1934
году, считается одной из самых оригинальных историй из всех когда-либо
придуманных. Прошло уже более 80 лет после его публикации, но роман Агаты Кристи
продолжают любить все новые и новые поколения читателей. Необычная интерпретация
любимой всеми загадки, образ Пуаро, созданный Кеннетом Браной, великолепный
актерский состав и захватывающие дух визуальные эффекты приглашают зрителей
поучаствовать в самом интригующем путешествии на поезде.

О СЪЕМКАХ ФИЛЬМА
КАЖДЫЙ ПОД ПОДОЗРЕНИЕМ
Классический роман-загадка Агаты Кристи с его яркими персонажами,
оказавшимися в замкнутом пространстве роскошного пассажирского поезда,
напряженными сценами и выразительными диалогами всегда приковывал внимание
читателей с момента его первой публикации в 1934 году. Газета «Таймс» писала после
его выхода: «Маленькие серые клеточки снова разрешают то, что казалось
неразрешимым. Миссис Кристи делает невероятные истории очень реальными, они
захватывают читателей и заставляют их пытаться отгадать концовку».
Читателей на протяжении уже многих поколений увлекают таинственность самого
преступления, история и характер Эркюля Пуаро. Книга Агаты Кристи подстегнула
интерес к Восточному экспрессу, и туристы по сей день продолжают раскупать на
него билеты, чтобы взглянуть на знаменитые купе и оценить качество обслуживания.
Номер 411 в «Отель Пера Палас» в Стамбуле, где по легенде Агата Кристи написала
роман, также остается популярной достопримечательностью. В мире существуют
общества и клубы, занимающиеся разгадкой тайн романов британской писательницы,
особенно тех, в которых участвует Эркюль Пуаро.
В чем секрет этого бесконечного обаяния?
«Агата Кристи – настоящий мастер создания глубоких характеров лишь
немногими мазками. Она делала своих персонажей яркими и индивидуальными, и в
то же время правдоподобными. Я думаю, ей нравилась такая яркая литературная игра,
но в «Восточном экспрессе» к ней добавится также эффектная, чарующая
атмосфера роскоши. Вы увидите снежные пейзажи, насладитесь элегантностью и
духом золотого века романтики путешествий. И, конечно, здесь не обойдется без
убийства», — говорит Кеннет Брана. Фильм разворачивает перед нынешним
поколением кинозрителей новую удивительную интерпретацию самой любимой тайны
века. И в это путешествие вас приглашают самые звездные актеры и знаменитые члены
съемочной группы.
Так как это Агата Кристи, все начинается с сюжета. Но для создания фильма
нужны еще права на этот сюжет – и для продюсеров Марка Гордона и Саймона
Кинберга это оказалось дорогой длиною в пять лет. Сначала оба они сделали запрос о правах по отдельности, но вскоре решили, что если объединить усилия, то получится
лучше.
Гордон и Кинберг каждый в свое время работали с Ридли Скоттом. Теперь настало
время для сценария…
Будучи большим поклонником Агаты Кристи и давним партнером продюсера
Ридли Скотта, сценарист Майкл Грин («Логан», «Бегущий по лезвию: 2049») был очень
взволнован, когда его попросили перенести эту легендарную историю на экран.
Продюсер Ридли Скотт, сам большой фанат Агаты Кристи и поклонник «Убийства в
Восточном экспрессе» версии Сиднея Люмета 1974 года, ухватился за возможность
заново открыть книгу, считая это отличной возможностью представить работу любимого
автора современной аудитории. Грин согласился.
«Это – невероятные истории с персонажами, с которыми вам не хочется
расставаться, — говорит Грин. – И если вам повезло прочитать книгу Агаты Кристи или
увидеть постановку в нужном возрасте, она навсегда останется с вами и сохранит для
вас свое очарование».
Но даже для такого поклонника Агаты Кристи, как Грин, один ее роман остается
для него особенным: «Мне очень повезло, так как мой любимый роман Агаты Кристи –
это, без всякого сомнения, «Убийство в Восточном экспрессе». И не только потому, что
там главное действующее лицо – Пуаро, мой любимый персонаж в романах Кристи,
но и потому, что это история с неожиданным концом и потрясающими персонажами,
с которыми знакомишься на протяжении всей истории. Обстановка действия
великолепна, и все, что там происходит, делает этот роман особенным для меня».
Грин встречался с представителями наследственного фонда Агаты Кристи, чтобы
обсудить проект: «У нас всех была одна цель: мы хотели открыть эту историю
современному миру, но не изменить при этом то, что в ней самое главное, сохранить
ее «душу», так чтобы современная аудитория смогла почувствовать ее, поверить в нее и
увлечься ей».
Новая концепция интерпретации этой классической истории убийства появилась у
Грина с приходом в проект Кеннета Браны («Генрих V», «Золушка»): «Наверное, самым
потрясающим днем в процессе работы был тот, когда я узнал, что Кен собирается быть
режиссером, а также сниматься в нем, — говорит Грин. – Я бесконечно уважаю его и
ценю его работу, и как актера, и как режиссера. Неожиданно, этот гипотетический сценарий, который я написал, стал фильмом – таким, какой я увидел глазами Кена, и
с участием тех людей, которых он мог бы привлечь для съемок».
Правнук Агаты Кристи и председатель фонда Agatha Christie Ltd. Джеймс Причард
согласен с Грином: «Я смотрел фильмы Кена с юности: его «Генриха V» я посмотрел в
рамках своей дипломной работы в университете, и то, что с нашим фильмом будет
работать невероятно талантливый режиссер и один из лучших актеров своего
поколения, что актер такого уровня хочет играть Пуаро, наполнило меня
необыкновенной гордостью».
Известный своей любовью к классике, Кеннет Брана идеально подходил для этой
работы с самого начала. «В «Фоксе» знали, что я люблю захватывающие истории, и
поэтому они пришли ко мне с самой классической из всех захватывающих
таинственных историй, — вспоминает режиссер-актер. – Я думаю, что может быть, они
даже знали, что я люблю поезда, и мне даже нравится само название «Убийство в
Восточном экспрессе». От этого названия во мне что-то отзывается, оно словно
переносит меня в золотой век путешествий. Это – характерная пьеса, поставленная в
очень ограниченном пространстве под невероятным напряжением. Здесь происходит
взаимодействие очень интересных и непохожих друг на друга персонажей в страшно
запутанном и опасном деле. Я прочитал сценарий Майкла Грина, и он меня просто
захватил».
Не имея недостатка в различных интерпретациях произведений Агаты Кристи,
желание Браны снова обратиться к ее персонажам началось с той глубины и
сопереживания, которые обнаружил Грин, а также с исследования темной идеи
мотива мести.
«Майкл Грин, безусловно, очарован материалом, и ему нравятся персонажи. Он
не пытается вызвать смех, насмехаться над ними, особенно над Эркюлем Пуаро, —
говорит Брана. – В сценарии видно сопереживание, и меня удивило и заинтриговало,
что в фильме мы сможем отразить гораздо больше эмоциональных переживаний, чем
можно вообразить. Наша концепция идет глубже, чем книга, – мы исследуем скорбь,
потерю и месть, сложный клубок отношений и человеческую душу».
Далее место действия. Для современных зрителей путешествие связано лишь с
небольшими хлопотами, это лишь средство добраться до места назначения.
Обстановка в Восточном экспрессе возвращает нас в те времена, когда к путешествиям относились с особой тщательностью и вниманием, обставляли их с
роскошью. В сценарии Грина отражена романтика того времени, собраны
мельчайшие детали знаменитого поезда.
«Майкл наслаждается атмосферой золотого века путешествий, тщательно и с
любовью выписывает детали интерьера Восточного экспресса, самого поезда, его
вдохновляют теплые чувства людей того времени — говорит Брана. – Мы оба пережили
своего рода детское волнение от того, что можем пересечь Европу в этом роскошном
«дворце на колесах», в этом замкнутом пространстве, которое кроме того еще и
заставляет переживать ночные страхи. И чувства Майкла к этой книге, ее
эмоциональной глубине и ярким краскам, ощущение веселья и возбуждения, где они
есть, и уважение к материалу вместе с несомненным желанием развлечь – все это
буквально «выпорхнуло» со страниц сценария, который показался мне необыкновенно
ярким и насыщенным».
Брана не только был увлечен перспективами работы со сценарием Грина, но
также заинтересовался сотрудничеством с наследственным фондом Агаты Кристи:
«Мэттью Причард (внук Агаты Кристи) и Джеймс Причард (правнук Агата Кристи) были
первыми из тех людей, с которыми я познакомился, когда пришел в проект, и эта
особенная связь была для меня очень важна. Мэттью вырос со своей бабушкой, Агатой
Кристи, и Джеймс также не просто член семьи: он очень внимательно и творчески
подходит к вопросам управления фондом; это отличный партнер. Мы все чувствуем,
что произведение Агаты Кристи сейчас попадает на очень важный этап развития. Она
уже внесла огромный вклад в мировую сферу развлечений, но теперь мы открываем
ее заново как человека, который коснулся тех областей человеческих
взаимоотношений, которые и сегодня имеют огромное значение. Она продолжает
увлекать нас и заставляет думать по-другому».
Джеймс Причард поясняет актуальность самой истории: «Для меня «Убийство в
Восточном экспрессе» — одна из самых хитроумных историй Агаты Кристи. В ней есть
важное исследование концепции справедливости, а справедливость была очень
важна для моей прабабушки, и еще в этой истории есть элементы, которые мне
кажутся уникальными, и именно они причина такого сильного воздействия романа.
Предыстория невероятно трогательная и нестандартная, а то, как Пуаро разбирается с
этим делом, просто невероятно». Мэттью Причард добавляет: «Здесь смешано много всего. Роскошь,
оригинальность сюжета и скандальность решения. В 1930-х годах это была блестяще
написанная книга, и я думаю, трудно сейчас вспомнить, какой оригинальной она
должна была тогда казаться. Моя бабушка путешествовала в том регионе и
останавливалась в Стамбуле на пути в Сирию и Ирак, поэтому для поклонников Агаты
Кристи история имеет подлинное ощущение тех мест, где она побывала сама».
Грин в первый раз за свою карьеру разрабатывал сценарий вместе с человеком,
который одновременно был и режиссером, и главным актером. «Вместе мы
обдумывали не только то, как фильм будет поставлен, но и как Кен хотел бы сыграть
определенные моменты. Мы смотрели на строчки и обсуждали интонацию и угол
съемки, и еще я слушал, как он читает мне реплики, и мог отточить их специально под
него. Это был очень интересный и эффективный процесс, и он позволил избежать
массы недоразумений, которые случаются, когда режиссер точно знает, как ведущий
актер должен произносить слова».
Брана объясняет, почему для него было так естественно режиссировать и играть
Пуаро: «Было ощущение, что здесь есть одна тонкость, которая позволяла гармонично
сочетать две роли, исполняемые одним человеком. Потому что в конечном итоге
Эркюль Пуаро – сам режиссер. Он направляет персонажей, словно режиссер, и
интуитивно пытается уловить, как ему индивидуально настроиться на каждого,
просчитывает, как создать атмосферу, необходимую для беседы с каждым».
То внимание, которое уделяет Брана как режиссер каждому из замечательных
актеров группы и тонкостям актерской игры, это в точности то, что делал Пуаро, когда
искал видимые признаки преступника, что Кристи часто описывала как «заметил
Пуаро, и глаза его блеснули».
«Пуаро мастер наблюдать за языком тела, — говорит Брана. – Не за тем, что человек
имеет, а за тем, как человек с этим обращается, как себя ведет. За тем, как он ест, что
после себя оставляет, что не договаривает, что вызывает у него смех. И своей вроде бы
отстраненной позицией Пуаро как бы говорит, что вот он бельгиец, он не такой как все,
и он подыгрывает другим в этом, так что люди обращаются с ним, как с кем-то совсем
непохожим на них, кто-то мог бы даже сказать эксцентричным, и пока люди так
думают, они недооценивают его». Номинант на премию «Оскар» Джонни Депп был удивлен, какой актуальной и
свежей оказалась история. «В ней есть все, чего вы ждете от Агаты Кристи, — говорит
Депп. – Смерть, убийство, интересные персонажи и необычная, часто роскошная
обстановка – все эти элементы, собранные в чудесном месте и в дороге, все здесь. Но
действительно сильное впечатление на меня произвело то, что история не устарела,
она просто преобразилась, и я думаю, это признак очень талантливого рассказа».
Другого номинанта на премию «Оскар» Уиллема Дефо сценарий привлек тем,
что он развивается на основе развития отношений персонажей: «В этой истории очень
важна именно интонация, и роль Пуаро прописана интересно и красиво, как и весь
баланс персонажей. У нее есть все преимущества, и она увлекает, но в центре ее –
моральная дилемма».
«Здесь присутствуют все элементы великого сюжета, — говорит Лесли Одом мл. — но
он рассказывается современной аудитории, которая уже все видела и все слышала.
Как можно произвести на них впечатление? Как заставить их податься вперед в своих
креслах, когда они уже так много видели? Я думаю, Кен и Майкл проделали
великолепную работу над этим аспектом сценария».
Стиль, изящество и романтичность сценария Грина и способность писателя
оставаться верным сущности истории, при этом адаптировав ее для современного
зрителя, привлекла знаменитых актеров. Вот что говорит Мануэль Гарсия-Рулфо: «У
сценария та же суть, что и у романа, но он более динамичен». Люси Бойнтон
соглашается с ним: «Получился идеальный баланс между современной версией, но с
сохранением всего того, что должно оставаться неизменным в истории Агаты Кристи.
Это действительно удивительно – видеть, как все разворачивается».
Когда Джош Гад впервые прочитал сценарий, он сразу понял, что хочет участвовать
в проекте. Он объясняет: «Я прочел где-то двадцать страниц сценария, позвал своего
агента и сказал: «Мне неважно, пусть даже я буду играть проводника, который
проверяет билеты, но я хочу участвовать в этом фильме, он – необыкновенный». Для
меня это что-то настолько тонкое, настолько эпичное, это что-то, что возвращает назад в
золотой век голливудского кинематографа, не только как для актера, но и как для
киномана, и это просто волнующе».
Другой привлекательной возможностью стала перспектива работать со
знаменитым Браной. «Что потрясающе в Кене, так это то, что он подходит к работе как один из нас, — говорит Гад. – В первую очередь он актер, и поэтому знает те вопросы,
которые мы задаем себе, ту неуверенность, которая у нас возникает; и он рассуждает
об этих вопросах с позиции человека, который побывал на нашем месте».
Дефо видит, насколько похоже то, что делает Брана как режиссер, на то, что он
делает как актер в роли Пуаро. Он объясняет: «Роль режиссера идет параллельно с
ролью, которую Кен играет в этой истории, потому что как режиссер он «хозяин цирка»,
который готовит сцену и говорит всем то, что им нужно знать, по мере того как история
продвигается. Аналогично происходит и в самой истории, так как Пуаро держит
ситуацию под контролем и направляет ход событий».
Давний партнер Браны, Дерек Джекоби, считает, что Кен хороший режиссер
именно потому, что он прежде всего актер. «Количество шаров, которыми он
жонглирует, просто невероятно, но я всегда восхищался его способностью играть роль,
а потом отстраняться и смотреть на себя объективно… Я считаю, что это потрясающе, —
говорит Джекоби. – Просто удивительно наблюдать, как он все это делает, его глаза и
его разум находятся во всех местах сразу».
Обладательница премии «Оскар» актриса Пенелопа Крус тоже под сильным
впечатлением от способности Браны гармонично переходить от роли режиссера к
роли Пуаро. «То, как он играет и как снимает, очень сильно, и у меня такое ощущение,
что он снимает такой фильм, который попадает прямо нам в мозг и заманивает как
какая-то странная магия, — говорит Крус. – Это словно удивительный танец, который ему
кажется простым, и все мы были поражены и потрясены тем, как он присутствовал
повсюду одновременно. У нас такой большой актерский состав, и на нем лежит
огромная ответственность».
Том Бейтман добавляет: «Брана – невероятный лидер, он потрясающий режиссер,
но мне кажется, что именно актерская игра – это то, чему он отдается со всей
страстью. Он хочет играть, и это чувствуется, когда играешь с ним в одной сцене. Он с
таким воодушевлением пребывает в ней, и это очень комфортно; вы почти не
чувствуете, что он режиссирует, потому что он делает это очень легко».